Что нам готовит «Гений»: Пять причин смотреть новый сериал от NatGeo

28 апреля, 2017 - 21:56

30 апреля на экраны выходит первый сезон биографического сериала «Гений», посвященного важнейшим событиям в жизни Альберта Эйнштейна. Почему эту премьеру нельзя пропускать?

Джеффри Раш в роли Эйнштейна, Рон Ховард на режиссерском посту

Джеффри Рашу уже приходилось играть сумасбродных и эксцентричных персонажей, обладающих выдающимися способностями. Достаточно вспомнить, как совсем недавно, в феврале, актер предстал перед нами в образе скульптора Джакометти – непрестанно бранящегося и совершенно непредсказуемого. В роли Эйнштейна продюсеры «Гения» не желали видеть кого-то кроме Раша, однако съемочные графики актера и режиссеров, одним из которых выступил исполнительный продюсер проекта Рон Ховард, наотрез отказывались совпадать. В конце концов создатели сериала решили никого не ущемлять и снимать эпизоды с большими перерывами, чтобы ни Рашу, ни Ховарду не пришлось отвлекаться от других проектов. «В результате у нас получилось совершенно сумасшедшее расписание съемок, – признается шоураннер Кеннет Биллер. – Но оно-то и позволило нам заполучить Раша». Продюсеры уверяют, что «Гений» не будет типовым телевизионным суррогатом – Ховард сотоварищи обещают подарить нам образчик подлинного киноискусства.

Возможность вспомнить школьную программу

К чести создателей сериала стоит отметить, что научные термины и теории объясняются в нем максимально простым и понятным зрителю языком. Так, с философской концепцией Спинозы нас знакомят как бы мимоходом, во время обеда юного Альберта дома у своего преподавателя. За каждую из многочисленных формул, что старательно выводит мелом на доске будущий нобелевский лауреат, создатели готовы ответить головой. «Мы работали с целой командой научных консультантов, благодаря которым нам удалось достоверно воссоздать на экране события из жизни главного героя, – рассказывает Биллер. – Вообще, достоверность – главное преимущество нашего проекта. У нас даже был консультант из Карлова университета в Праге – он помогал сценаристам написать диалоги для эпизода, в котором главные герои обсуждают устройство ядерной бомбы. Все, что есть в сценарии, действительно происходило с Эйнштейном. Конечно, мы не можем знать всех подробностей его биографии, некоторые диалоги у нас гипотетические, но у NG есть целая исследовательская команда, которая проверяет на достоверность каждый факт, прежде чем дать «добро» на его трансляцию».

Дух ушедшей эпохи

Часто переезжать с места на место съемочной группе «Гения» не пришлось: сцены событий, в действительности разворачивавшихся в Берлине, Цюрихе, Мюнхене и некоторых других городах, были отсняты в Праге – эта европейская столица, к слову, тоже стала свидетельницей многих судьбоносных для Эйнштейна встреч. Снимали, конечно, не только на натуре: для сериала было построено более 600 декораций. Художники, реквизиторы и костюмеры потрудились на славу: даже эксперт-историк не заметит в кадре анахронизмов и иных несоответствий деталей быта изображаемой эпохе. Все, что вы увидите на экране – от тканей и пуговиц до киноафиш и старых трамваев, которые для большей достоверности пустили по сохранившимся в Праге рельсам – полностью соответствует историческим реалиям. В сцене «интеллектуальной дуэли» Эйнштейна и Ленарда даже формулы на доске словно написаны почерками героев Раша и МакЭлхаттона (последний, понятно, играет идейного ученого-националиста). «Гений» – первый игровой сериал в послужном списке National Geographic, и на его создание были брошены все подконтрольные каналу силы и средства.

Прикосновение к истории

Едва ли можно представить себе качественный биографический сериал, снятый в отрыве от исторического контекста. Особенно если речь идет о такой фигуре, как Альберт Эйнштейн. История буквально стучится в дверь к ученому: у палачей Вальтера Ратенау на руках список евреев, подлежащих «устранению» – есть в этом списке и фамилия будущего великого физика. Об этом Эйнштейну в первые же минуты пилотного эпизода сообщают люди в форме. С этого момента почти вся жизнь отца теории относительности превращается в череду непростых решений. Плыть по течению или проявить характер? Не будучи суперменом, способным на героические поступки, ученый все-таки делает выбор в пользу последнего – как и подобает настоящему гению. Эйнштейн никогда не был затворником – напротив, он активно общался с другими ключевыми деятелями науки, искусства и политики. В «Гении» мы увидим и Марию Кюри, и Франца Кафку, и Дж. Эдгара Гувера – дружба с этими и многими другими людьми так или иначе повлияла на ученого, и само их появление уже превращает сериал в увлекательное путешествие вглубь эпохи.  

Непреходящая актуальность

Эйнштейн, будучи вечным иммигрантом и убежденным интернационалистом, обнаруживает черты героя как нельзя более актуального для современного мира – мира, где год от года все громче звучат голоса националистов, ужесточается политика в отношении мигрантов, становятся выше барьеры между странами. «Я отказался от германского гражданства», – сияя, заявляет Эйнштейн в день своего поступления в Политехнический университет в швейцарском Цюрихе. Дом ученого там, где он может посвятить себя науке, а паспорт – это всего лишь вещь. Вскоре жизнь заставит его покинуть Европу и уехать в США, где, впрочем, ученого тоже никто не ждал с распростертыми объятиями. «В сериале нет какого-то откровенного политического посыла – да его и не предполагалось – однако все же это история еврея, живущего в Европе в эпоху расцвета нацизма, фашизма и антисемитизма. И она неминуемо становится историей иммиграции. Думаю, с течением времени к нам пришло понимание того, насколько она актуальна сейчас – причем пришло как-то само собой, без усилий с нашей стороны. Эта история из тех, что имеют обыкновение повторяться», – заключает Биллер.