«Кризис в шести сценах»: что мы увидим в сериале от Вуди Аллена

7 октября, 2016 - 16:08

Буквально на днях на стриминг-сервисе Amazon появились все шесть эпизодов первого (и единственного?) сезона «Кризиса в шести сценах», ставшего первым телепроектом Вуди Аллена. Кстати, Аллен же и является режиссером и сценаристом абсолютно каждой серии своего телевизионного дебюта. Справился ли именитый гуру комедийного жанра с поставленной перед ним задачей?

Возвращаясь к истокам

По правде говоря, начинал Аллен свой творческий путь как раз на телевидении: еще с конца 1950-х будущий мэтр американского кинематографа писал сценарии для шоу Сида Сизара. А в 1994-м он снял по собственной пьесе шпионскую комедию для телевидения «Не пей воду». И вот сейчас, в эпоху расцвета телеиндустрии, заручившись поддержкой компании Amazon, Вуди Аллен наконец-то созрел для своего первого мини-сериала.

Каждый эпизод «Кризиса в шести сценах» длится в среднем 23 минуты, а история, показанная в сериале, имеет начало и логический конец. Из побочных сюжетных линий, конечно, можно состряпать сценарий и для второго сезона, но Аллен, которого и съемки первого порядочно утомили, едва ли за это возьмется. Да и в руководстве Amazon этому не обрадуются, уже признавая, что затея была далеко не блестящей.

Дежа вю?

Финальные титры заключительного эпизода созерцаешь с ощущением, будто только что посмотрел один из самых заурядных фильмов Вуди Аллена, которыми классик так часто разочаровывал в последние несколько лет. В «Кризисе» режиссер благополучно пренебрег всеми сериальными канонами. Сюжеты эпизодов не выстроены по привычному принципу возрастания градуса напряженности – по существу, Аллен снял один полнометражный фильм и без заморочек разбил его на шесть равных по длительности кусков. Утешает то, что «Кризис в шести сценах» снят не для эфирного телевидения, а значит, каждого нового эпизода не придется ждать целую неделю – можно за 2,5 часа посмотреть весь сериал целиком.

Грезы о лаврах Сэлинджера

Вуди Аллен интересен тем, что умудряется снимать в своих проектах звезд первой величины за смешные гонорары. В этой связи стало неожиданностью узнать, что в «Кризисе» главная женская роль досталась поп-певице Майли Сайрус, прославившейся благодаря своему участию в сериале «Ханна Монтана». Не то чтобы мы не верили в талант молодой актрисы, но сама ее роль, вернее то, как она была исполнена, вызывает некоторое недоумение.

Напомним, что действие сериала разворачивается в 1960-е годы. Сайрус здесь играет сбежавшую из тюрьмы политическую активистку, которую прячут у себя в доме ее дальние родственники. Актриса честно пытается вжиться в роль «крутой зэчки», этакой бой-бабы, но ее персонаж прописан настолько поверхностно, что воспринимать его всерьез просто не получается.

Сам Аллен появляется в образе писателя Сида Мансингера, которому не дают покоя лавры Сэлинджера. Тем не менее Мансингер предпочитает растрачивать свой талант, пописывая рекламные слоганы, а затем и вовсе опускается до уровня сценариста телесериала (режиссерская самоирония?).

Об остальных персонажах можно сказать и того меньше. Образ и характер супруги писателя, роль которой исполняет Элейн Мэй, будто начисто списан с героини Джинни Берлин из сериала «Однажды ночью». Также в доме четы снимает комнаты порядочный молодой человек Алан (Джон Магаро), желающий сочетаться законным браком со славной девушкой Элли (Рэйчел Броснахан).

«Беззубый» политический активизм

Первый эпизод открывает нарезка из фрагментов кинохроник самых знаковых событий 1960-х: война во Вьетнаме, Вудсток, протестные марши за права человека и лидеры кубинской революции.

Да, вы все правильно поняли: впервые со времен выхода «Бананов» Аллен вновь обращается к теме политического активизма. Но активизм этот «беззубый» и неправдоподобный: гнев героини Сайрус направлен не столько против системы, сколько на ни в чем не повинных обывателей. По мнению беглой политосужденной, недостаточно просто голосовать за либералов на выборах – необходимо браться за дубье и выходить на улицы, выказывать открытое неповиновение властям, искать спонсоров среди радикальных организаций и драпать на Остров Свободы. Режиссер доводит эту мысль до абсурда – даже группа пожилых дамочек из книжного клуба проникается здесь революционным духом в считанные минуты.

Чувство юмора на месте

И хотя драматургическая составляющая сериала, как и актерская игра, оставляют желать лучшего, надо признать, что по крайней мере чувство юмора Вуди Аллену на этот раз не изменило. До уровня картин 1970-х годов шутки, конечно, не дотягивают, но планка, заданная в таких лентах мастера, как «Разбирая Гарри» и «Пули над Бродвеем», успешно достигнута. Из первой же сцены, где Мансингер, сидя в парикмахерском кресле, просит постричь его «под Джеймса Дина», становится ясно, что юмористическая составляющая в сериале будет на высоте.

За свою полувековую творческую карьеру Вуди Аллен неоднократно демонстрировал зрителю свое умение создавать зарисовки из жизни интеллигентных нью-йоркских евреев. Впрочем, комические диалоги Мансингера с женой воскрешают в памяти некоторые эпизоды сериала «Умерь свой энтузиазм». Забавное совпадение: сценарист и исполнитель главной роли Ларри Дэвид еще совсем недавно пытался «примерить» на себя образ Вуди Аллена в картине «Будь что будет».