Фильм ДАУ. Наташа — обзор запрещенного кино

Контроль министерства культуры делает недосягаемыми для обычного зрителя многие отечественные и зарубежные киноленты. Так и фильм ДАУ. Наташа оказался под запретом для лицензионного проката на территории России. Решение чиновников однозначно и базируется на требованиях, прописанных в административном регламенте.
Text: 

фильм ДАУ.Наташа

О чем фильм?

Показанный на 70-м берлинском кинофестивале, проект Ильи Хржановского основан на биографии советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау по кличке ДАУ. Кино состоит из нескольких серий. Одна из них рассказывает зрителю о буфетчице Наташе, которая переживает свой «день сурка», бесконечно повторяющийся и постепенно вгоняющий героиню в депрессию.

фильм ДАУ.Наташа Хржановского

Привычная жизнь ломается, когда женщина вступает в запретную связь с французским ученым. За этим следуют события, в свете которых монотонная жизнь продавца уже не кажется Наташе такой ужасной. Задержание и допрос в КГБ приводят к согласию сотрудничать с советской разведкой.

Почему картину запретили к прокату в России?

В современном кино уже в порядке вещей, когда режиссер ходит по самому краю дозволенного и общепринятого в социуме. Если брать новую картину Ильи Хржановского, то она ушла далеко за пределы этих рамок. Проект то и дело лишает зрителя комфорта и заставляет покрываться каплями холодного пота.

Официальной причиной для запрета послужили сцены, которые могут трактоваться как порнографический контент. Скандальный эпизод допроса главной героини в КГБ, показанный в кино ДАУ. Наташа, поверг в шок критиков на фестивале Берлинале 2020. Позже Феликс Мюллер написал в своей колонке: «Смотреть этот фильм очень тяжело, но еще больше угнетает чувство безысходности, которое возникает по истечении получаса просмотра…». Критики не устают рассуждать о том, является ли картина Хржановского непонятым шедевром или же она всего лишь раздутый второсортный проект.

По некоторым сведениям, режиссёру даже грозило уголовное дело за создание и распространение материалов порнографического содержания. На многочисленные заявления Хржановский ответил следующее: «Откровенные сцены в фильме используются для поддержания художественного образа. А не как пропаганда…»

Скандальная сцена изнасилования

Главная героиня ДАУ. Наташа становится невольно заложницей событий, разворачивавшихся вокруг исследований советского союза 50-х годов. Бесперспективность и ежедневная рутина подталкивают женщину к связи с иностранцем. Галантность и манеры француза окончательно завоевывают сердце буфетчицы.

кино ДАУ.Наташа
Новое знакомство подогревает к Наташе интерес органов внешней безопасности КГБ, цель которых — использование героини для получения ценной информации. После задержания над ней длительное время издеваются. Кульминацией допроса становится изнасилование коньячной бутылкой, после которой женщина окончательно ломается и соглашается на сотрудничество. Именно вокруг этой сцены поднялось больше всего шума, а сама картина стала явным претендентом на звание одного из самых скандальных фильмов в истории.

Сочетание игрового и документального кино

В аннотации к фильму ДАУ. Наташа Хржановского было указанно, что все происходящее на экране реально и не является игрой актеров. Для достижения этого вся съемочная группа проживала не один день на территории декораций. Благодаря такому подходу Илья Хржановский смог привлечь к съемке людей, не имеющих опыта работы в киноиндустрии. Ему достаточно было направить действия персонажей в русло сценария к фильму. Человечность и моральность такого проекта вызывает бурные дискуссии среди критиков уже достаточно давно, однако все участники картины неоднократно подчеркивали, что шли на это добровольно и могли в любой момент покинуть съемочную площадку — в отличие от актрис, ставших жертвами Вайнштейна.